Квантово-метафорический подход в психологии и психотерапии


Квантово-метафорический подход позволяет окинуть единым взором такие, казалось бы, разнородные явления, как жизненные сюжеты и социальные роли, психологию и психотерапию, ритуальную магию и шаманизм, мифологию и астральные путешествия.



Квантово-метафорическая психология

Что это за диво – квантово-метафорическая психология? И вообще, что может быть общего у метафоры с квантом?

То пространство, в котором пребывает и эволюционирует наша психика и все создаваемые ею семантические и образные конструкции, не сводимо к элементам и формам физического, материального мира. Психическое пространство абсолютно реально, но не материально. И оно – субъективно, то есть существенным образом зависит от оператора и/или наблюдателя. Это пространство обладает своей собственной топологией, а психические процессы управляются законами психической динамики. И вне зависимости от того, как и когда возникли эти законы, – они существуют.

Основными структурными элементами, неразложимыми «кирпичиками» психического пространства, лежащими в основе процессов мышления и поведения людей, служат архетипы человеческого бессознательного, открытые и исследованные Карлом Густавом Юнгом и его последователями. Архетипы не воспринимаются нами непосредственно; их манифестациями в сознании служат понятия, символы и образы разной меры абстрактности, от чисел натурального ряда, простейших геометрических фигур и динамических шаблонов до сложных мифологических образов и сюжетов. Все стереотипы мышления и поведения, все социальные роли и жизненные сюжеты строятся по архетипическим образцам, и все они, если копнуть поглубже, сводятся к тем или иным мифологическим схемам. Базовых мифологических сюжетов и ролей существует не так уж много: от нескольких десятков до нескольких сотен, в зависимости от той степени детализации, которую мы желаем получить.

Человеческая психика накрепко привязана к структуре архетипов; это как бы её базовая прошивка; вне этой структуры мы не можем воспринимать окружающий мир и мыслить.

Жизненные сюжеты и социальные роли дискретны и отделены друг от друга более или менее высокими энергетическими барьерами. Иными словами, для того чтобы изменить свою роль или свой жизненный сюжет, требуется приложить значительное волевое, эмоциональное и практическое усилие. Сюжеты и роли не изменяются плавно! Эта ситуация вполне аналогична той, что имеет место в квантовой физике: любая частица, входящая в состав квантовомеханической системы, располагает определённым дискретным энергетическим спектром, и её состояние в системе изменяется скачкообразно в соответствии со значениями из этого спектра. Добавили квант энергии – перешли на более высокий энергетический уровень, отдали квант энергии – перешли на более низкий энергетический уровень. В социуме – точно так же.

Сюжеты и роли не наблюдаются нами непосредственно; это – мысленные категории. Непосредственно наблюдаемые события могут быть весьма разнообразны, но их цепочки в целом укладываются в определённый сюжет, а реакция человека на те или иные события и присущий ему способ их обработки соответствуют его социальной роли. Люди, по сути, сами удерживают себя в рамках своих сюжетов и ролей, руководствуясь бессознательными программами психики и внутренними ограничениями, навязанными извне и выработанными с детства.

Жизнь человека складывается из множества сюжетов различного содержания и масштаба, наложенных друг на друга. В разных социальных аспектах он может быть ребёнком и родителем, супругом или холостяком, начальником и подчинённым, учителем и учеником, – и при этом победителем или неудачником, «хищником» или «жертвой», деятелем или созерцателем, новатором или консерватором, дураком или умницей и т.д. Между всеми этими состояниями возможны квантовые скачки и нет плавных переходов.

С точки зрения топологии, все сюжеты в динамике цикличны или спиральны. Полностью зацикленные сюжеты – это так называемые «порочные круги», и вырваться из них не так-то просто.

Любая социальная роль и любой жизненный сюжет могут быть выражены метафорами – краткими и выразительными семантическими формулами, опирающимися на мифы, сказки, саги, предания, исторические хроники, произведения литературы, пословицы, анекдоты, жаргонизмы, ярко выражающими суть роли или сюжета и встречающими в душе сильный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный). Прочно закрепляясь в сознании, такая метафора даёт мотивацию и энергетический импульс к закреплению либо к изменению той или иной роли, того или иного сюжета. На выработке совместно с клиентом ёмких формул-метафор, выражающих суть его жизненных сюжетов и социальных ролей и стимулирующих к совершению «квантового скачка» в желаемом направлении, основан квантово-метафорический подход к психологическому и ситуационному консультированию.

Терапевтическая задача состоит в том, чтобы найти подходящую метафору и предъявить её клиенту в качестве исцеляющей формулы. Для этого необходимо: а) свободно ориентироваться в мифологии, эпосе и фольклоре разных эпох и народов, художественной литературе, театре; б) тонко чувствовать эмоциональное и энергетическое состояние клиента; в) владеть методами и приёмами сказкотерапии, психо- и мифодрамы, работы с метафорическими ассоциативными картами, а также другими проективными методами психологического консультирования; г) быть творческой, зрелой личностью.



О масштабах и сроках

Мне могут задать вопрос: отчего в физическом мире мы не наблюдаем квантовых эффектов, помимо тонких и сложных научных экспериментов, тогда как психическая Вселенная обладает ярко выраженной квантовой дискретностью (и, как мы убедимся в дальнейшем, другими квантовыми свойствами)?

Полагаю, что дело в пространственных и временнЫх масштабах, которых мы не выбирали.

Масштаб, присущий человеку в физической Вселенной, – это макроскопический масштаб, в котором квантовые эффекты не существенны и не наблюдаемы. Мерой этого масштаба в физике служит постоянная Планка, равная 1,054572 · 10??? эрг·с, – по нашим обычным меркам, ничтожно малая величина.

Но в психической Вселенной мы с вами, похоже, угодили в совершенно другую область масштабирования: в область микроскопическую и высокочастотную. Складывается впечатление, что ум отдельного человека – это что-то вроде микропроцессора во вселенском «компьютере», характерный размер которого составляет тысячу парсек, а характерный промежуток времени – тысячу лет. (Вот ведь и Библия твердит нам о том же: «Для Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» [2 Пет. 3: 8-9].) Даже в планетарном масштабе прослеживается квантовый характер социокультурных процессов, – чего уж говорить об отдельном индивиде и его мышлении! В масштабах же неравновесной, стремительно расширяющейся и эволюционирующей Вселенной мы пребываем в кратком миге, который длится (по человеческим меркам) вот уже более 13 млрд. лет.

Так что нечего удивляться тому, что человеческая психика имеет ярко выраженный квантовый характер.



Мифотерапия

Мифотерапия, как метод индивидуальной и групповой работы, опирается на психодраму Якоба Морено, сказкотерапию, игротерапию и проективные методы терапии с использованием метафорических ассоциативных карт. Однако, в отличие от указанных техник, мифотерапия подразумевает более глубокое и полное погружение в сюжет и, следовательно, более глубокую и тщательную проработку, апеллируя к базовым архаичным структурам мышления и минуя позднейшие культурные наслоения. Это в какой-то мере похоже на работу со сновидениями в классическом и юнгианском анализе, но включает в себя активное сознательное творчество, что, безусловно, является большим преимуществом, так как задействует и позволяет раскрыть значительные энергетические и волевые ресурсы клиента, использовать его интерес.

Клиент погружается в выбранный мифологический сюжет, играя в нём одну из ключевых ролей. Сюжет и роль могут выбираться клиентом сознательно, или назначаться психологом, или извлекаться случайным образом из колоды метафорических ассоциативных карт, карт «Сказочного Таро» или классического Таро*. (В случае случайного выбора, когда мы, условно говоря, полагаемся на судьбу или на принцип синхронизма, описанный Юнгом, творческая составляющая максимальна.)

В целом терапевтическая работа с мифологическими сюжетами и ролями аналогична известным техникам, перечисленным выше. Существенное отличие заключается в способах погружения клиента в «мифологическую реальность», призванных обеспечить максимально глубокий регресс в те области психики, где господствует архаичное мифологическое мышление.

К таким способам относятся:
  – мифодрама;
  – мистерия;
  – шаманское путешествие;
  – магический или шаманский ритуал.

Разыгрывание клиентом или группой клиентов мифодрамы, мистерии, участие в шаманском или магическом ритуале, совершаемые в рамках квантово-метафорического подхода, способны эффективно решать терапевтические задачи. Действуя в комплексе и резонируя между собой, взаимно усиливая друг друга, драматическая, смысловая и символическая составляющие мистерии или ритуала полностью поглощают внимание клиента, выключая функцию контроля Эго и его защитные механизмы – и позволяя тем самым осуществиться глубочайшему и вполне безопасному регрессу, вызывающему не страдания, а увлечённость и живой интерес.

В данном формате мы можем практически напрямую взаимодействовать с глубинными областями бессознательного, укоренёнными там зажимами, блоками, запретами, ограничениями и другими автоматическими программами, а также с законсервированными творческими, волевыми и энергетическими ресурсами, посредством проверенных веками символов, знаков и лексических формул, наделённых «мистическим», «сакральным» смыслом, минуя ситуации переноса. (Что, разумеется, не исключает возможность работы с переносом и контрпереносом, как в классическом анализе, коль скоро таковой возникнет в ходе терапии.)

Овладевая различными стилями поведения и восприятия, примерив на себя разные социальные роли и ощутив вкус творческой свободы взамен принудительной обусловленности, недостойной зрелого человека, клиент учится преодолевать страхи и искусственные ограничения, предъявлять и отстаивать свои интересы, идти на разумные компромиссы, не боясь конфликтов, – и всё по своей сознательной воле, а не по указке окружающих. Повышается самооценка, человек становится более цельным, уверенным в себе, обаятельным, компетентным, деятельным, успешным – короче, достойным участником пьесы под названием «жизнь».



Метод астральных путешествий в диагностике, консультировании и терапии

Астральные и шаманские путешествия представляют собой медитативные практики, гармонично сочетающие спонтанно возникающий динамический образный ряд, формирующий топологию и маршрут путешествия, с активным творческим началом, позволяющим путешественнику сознательно действовать в сюжете и общаться с его персонажами.

Использование астральных и шаманских путешествий в психодиагностике, психологическом консультировании и психотерапии представляет собой модификацию мифодрамы, опирающуюся на известные оккультные техники. Глубокое медитативное погружение в область архаичного мифологического мышления позволяет в образно-метафорической и символической форме взаимодействовать с вытесненными фрагментами психического пространства: сопротивлениями, проекциями, интроектами, подавленными потребностями и желаниями, с субличностями, вплоть до архетипических «Диавола» и «Тени», а через них – с источниками «неисправностей» в организме, неиспользуемыми ресурсами и возможностями. Все эти аспекты психики проявляется в виде «персонажей», с которыми возможно вступать в диалог, сотрудничать или сражаться.

Техника астральных и шаманских путешествий позволяет спуститься в «нижний мир» – область психики, связанную с темами предков, рода и всеми хранящимися там колоссальными энергетическими ресурсами. Кроме того, «нижний мир» – это область, находящаяся во власти хтонических богов, сиречь «Диавола», олицетворяющего социально неприемлемые, преступные, злые силы, «Тени», вобравшей в себя всё постыдное, гадкое, «тёмное» в человеке, и «Смерти», от которой мы стремимся убежать, но тщетно, попадая вместо подлинного бессмертия в сусальный вымышленный мир иллюзий и грёз. Родовые корни и жуткий «Дьявол» – это, при безопасном, «терапевтичном» и «экологичном» обращении, законсервированный источник энергетических и творческих ресурсов; через принятие и проработку отброшенной «Тени» пролегает единственный путь к самоидентичности и цельности; а «Смерть» – лучший советчик, который никогда не бросит, не обманет и не подведёт.

Астральные путешествия, в отличие от шаманских, открывают доступ не только в «нижний», но и в «верхний» мир, где сосредоточены идеалы, мечты, образцы для подражания, – в область, подвластную «небесным богам», сиречь Суперэго. Объединяя технику астральных путешествий с методами психологического консультирования и психотерапии, мы получаем возможность сопоставить, соединить и синтезировать «нижний» и «верхний» миры в психике человека, тем самым способствуя его индивидуации и самоидентичности.

Эффективное использование астральных и шаманских путешествий в психологическом консультировании и психотерапии подразумевает эмоциональное принятие клиентом той или иной мифологической системы: герметической или шаманской, или обеих сразу. Человеку, негативно настроенному по отношению к оккультизму, отвергающему оккультный взгляд на мир, данные методы, тесно связанные с оккультной картиной мира, вряд ли пойдут на пользу.

 



* К психологу-консультанту, использующему в своей работе классические колоды карт Таро и иные стимульные материалы, которые веками служили инструментами предсказаний, частенько обращаются клиенты с запросом на гадание. Этот мифический запрос легко преобразуется в содержательный, конструктивный запрос на психологическое и ситуационное консультирование, – разумеется, при наличии доброй воли со стороны клиента.


Алексей Рябов

01.01.2018, Москва




[ Вернуться к списку статей ]

  

Мой профиль в Google.

Книги о современной магии:

1. Папюс. Практическая магия.
2. Элифас Леви. Учение и ри- туал Высшей Магии. В двух томах.
3. Израэль Регарди. Церемони- альная магия.
4. Артур Эдвард Уэйт. Церемо- ниальная магия. Гримуары.
5. Франц Бардон. Врата посвя- щения.
6. Алистер Кроули. Магия в теории и на практике.
7. Д. М. Крэг. Современная ма- гия.
8. Ричард Кавендиш. Черная магия.
9. Скотт Каннингем. Учебник по колдовству.
10. В. Шлахтер, С. Хольнов. Психодинамика колдовства или введение в паралогию.


Книги о психологии и ее связи с оккультизмом:

1. А. Подводный. Повесть о тонкой семерке.
2. А. Подводный. Новосибир- ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю.
3. А. Подводный. Высшие архе- типы.
4. К. Уилбер. Интегральная пси- хология.
5. А. Маслоу. Мотивация и лич- ность.
6. Б. Хеллингер. Порядки люб- ви.
7. Сюзанна Кук-Гройтер. Раз- витие эго: девять уровней все большего охвата.
8. К. Г. Юнг. Архетип и символ.



Контакты

+7 906 046 1699

al.e.ryabov@gmail.com

Адрес и схема проезда