СУДЬБА И КАРМА

Часть II. Карма и этика



2.1. Судьба как возмездие. Кармические узлы

Карма сама по себе, как безличный составной элемент Вселенной, не имеет этической составляющей. Однако в человеческом сообществе закон кармы приобретает существенный (если не основной) этический оттенок, поскольку проявляется, главным образом, через взаимодействие индивидуума с различными эгрегорами, а в основе этого взаимодействия всегда лежит та или иная этика. Именно наличие мощной этической составляющей человеческой (индивидуальной и общей) кармы позволяет прочно связать это весьма абстрактное понятие с куда более конкретной и жизненной категорией судьбы.

Прежде всего, человеческая судьба, выражающая действие закона кармы, может восприниматься нами как возмездие. «Юность – это возмездие», – так довольно безапелляционно заявил Хенрик Ибсен.

В этом случае проявление индивидуальной судьбы ясно выражает кармическую вину человека на данном этапе его жизни, а в судьбе семьи, рода или целой нации находит выражение коллективная кармическая вина – вина соответствующего эгрегора (искупление которой может потребовать весьма длительного времени). Впрочем, вина и искупление, так же как и возмездие, – категории, целиком и полностью находящиеся в ведении мифологического сознания. На чуть более строгом языке метафизики следовало бы говорить о кармических узлах, завязанных человеком в ходе его жизни или доставшихся ему по наследству от его родового или этнического эгрегора, и их проработке.

С образами возмездия, вины и ее искупления тесно связано понятие ответственности. Чем ответственнее человек, тем охотнее, честнее и естественнее он несет свое возмездие, – и тем ближе искупление. «За все надо платить», – так выражается данный постулат на языке простых людей.

Но возмездие ни в коем случае не есть наказание. Наказание, как исключительно моральная категория, не связано непосредственно с кармой и является чисто человеческим, эгрегориальным орудием. Судьба не наказывает – она бесстрастно следует путем закономерности (и тем самым учит внимательных и толковых учеников).

Порой возмездие занимает период в несколько поколений и охватывает множество судеб. Бывает, что дети отвечают за ошибки своих родителей, а целые народы – за проступки и преступления правителей и правительств. Что лишний раз доказывает, что человечество с точки зрения закона кармы представляет собой единство и лишь частично и довольно условно распадается на отдельные личности.



2.2. Кармическая задача. Судьба как «крест»

Возмездие – далеко не единственная форма проявления и восприятия судьбы и кармы в сфере человеческой этики. Другая распространенная этическая мифологема – судьба как «крест».

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса». (Иоанн, 19, 17:18)

Здесь судьба выступает как индикатор и проводник кармической задачи человека (или семьи, рода, нации) на данном этапе существования. В решении (или не-решении, отказе либо провале) кармической задачи состоит смысл, тайная внутренняя суть, стержень судьбы.

Религиозное сознание видит в кармической задаче «волю Божию» или «волю Провидения», я же полагаю, что кармическая задача есть «всего лишь» некое характерное, основополагающее, интегрирующее свойство универсального кармического узора.

Не нужно думать, что кармическая задача – это нечто наперед заданное и неизменное. Она, как и все остальное в мире, – тоже часть кармического узора и возникает по мере его плетения.

Кармическая задача – всегда вызов, и решать ее всегда не просто. «Несение креста» требует от человека смирения и воли, в синтезе – сплаве – которых состоит безупречность. Постепенно приходит понимание того, что именно эта задача – Ваша, и Вы пускаетесь в путь с легким, храбрым и несгибаемым сердцем.



2.3. Судьба как путь личностного роста и самореализации

Человечество и Вселенная не противостоят друг другу, напротив, следует говорить об их сотворчестве, синэргии. Человек вовлечен в жизнь Вселенной и идет по общему с ней пути. В частности, действие универсального закона кармы направлено на поступательное развитие, эволюцию человека и человечества в едином для всей Вселенной смысле: в сторону усложнения и возрастания порядка (организации). Что же это значит для человека, для его личности, разума и эго?

Эволюция человеческого сознания (и человеческого организма в целом) может быть представлена как путь личностного роста и самореализации, в соответствии с описаниями, данными в работах А. Маслоу, А. Подводного, К. Уилбера и других авторов. Это значит, что по мере эволюционного развития происходит трансформационный, дискретный, «вертикальный», строго поэтапный, холархический рост сознания по всем линиям развития: когнитивной, эмоциональной, ценностной, этической, духовной, линии базовых потребностей, эго и т.д., – и интегрально, как Самости, что находит выражение во всех сферах существования: материальной, социальной, культурной и психической. Наряду с «вертикальным» ростом существует и «горизонтальное» развитие на каждой ступени, связанное с углублением и совершенствованием на заданном уровне развития и не приводящее напрямую к «вертикальной» трансформации, но необходимое, как «латентная» стадия накопления и созревания.

Таким образом, правильно проживаемая судьба человека развертывается во времени как путь его личностного роста и самореализации в полном соответствии с «пирамидой потребностей» А. Маслоу. Закон кармы, интегрально, действует именно в этом направлении, что проявляется в служении все более высоким эгрегорам, – таков главный критерий реального, а не выдуманного личностного и духовного роста.

Но не у всех кармическая задача такова. Для очень многих людей идея личностного и духовного роста не органична (на данном отрезке их существования или в текущем воплощении), она есть чистой воды фантазия и соблазн, навеянный модой и уводящий в сторону от их кармического пути. Эти люди – а их в мире большинство – призваны не к «вертикальному», а к «горизонтальному» развитию, их задача состоит в совершенствовании на достигнутом ими уровне, а не к прорыву ввысь. Нужно ли говорить о том, что в этом случае никакого реального личностного роста, при всех их потугах, не происходит?

Более того, в отдельных редчайших случаях кармическая задача связана не с эволюционным развитием человека, а с его следованием по пути инволюции, регресса. Так бывает, когда высокий духовный учитель идет в массы, к «дикарям» всевозможных толков, или когда человек, в целом достигший высокого уровня эволюционного развития, упустил некоторые участки низшего плана, требующие проработки.



2.4. Препятствия и зигзаги судьбы. Знаки на пути

На пути самопознания, личностного роста и самореализации неизбежно возникают препятствия. Этот путь не прост, чаще всего мучителен и всегда требует от человека предельной честности перед собой и полной самоотдачи. Можно сказать, что препятствия – это самый верный признак того, что человек не сбился с дороги. Если препятствий нет, все идет хорошо и гладко, человек счастлив и спокоен, – это значит, что он остановился или свернул с пути, предначертанного судьбой. В этом случае – рано или поздно – крах неизбежен, потому что любой путь, не являющийся путем судьбы, в данном случае – путем личностного роста и самореализации, – иллюзорен, обманчив.

«Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян». (Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки»)

Единственный верный путь (единственный для данного человека) часто кажется неправильным, «греховным», и идущим овладевают сомнения. (Но если нет сомнений – значит, ты наверняка идешь не туда!) Он оступается, совершает зигзаги и петли – иногда длиной в целую жизнь. Почему? Потому что процесс «вертикального», трансформационного личностного роста неизбежно связан с ломкой этических, религиозных и прочих стереотипов, еще вчера казавшихся – и взаправду бывших! – недостижимо высокими, бесспорными и вдохновляющими. От них трудно отказываться, и не на кого опереться. Закон кармы не знает сомнений, – но человек-то их знает! (И в этом, возможно, состоит наша уникальность во Вселенной.)

Человек, идущий по пути личностного роста и самореализации и таким образом решающий свою кармическую задачу, по мере своего продвижения становится все более одинок. Отставшие – отпадают! Взамен он обретает чувство единства, родства со Вселенной, но человеческое одиночество остается с ним навечно.

«То, что осталось там, позади, – потеряно навсегда. Для любого из нас имеет значение лишь один-единственный непреложный факт: все, что мы любили и что ненавидели, все, чего желали и за что цеплялись, все это осталось далеко-далеко позади. Но чувства человека не умирают и не меняются. Поэтому маг отправляется в долгий путь домой, зная, что никогда не дойдет и что на земле нет силы, способной возвратить его в те места и к тем людям, которые им любимы. Этого не может сделать даже смерть». (Карлос Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»)

Для того чтобы окончательно не сбиться с дороги, судьба расставляет нам знаки. Откуда они берутся? Из нашего собственного, индивидуального, и коллективного бессознательного, – откуда же еще?! Чем примитивнее человек, тем стандартнее знаки, которыми он руководствуется. Чем выше личностный и духовный уровень человека, тем более его знаки индивидуальны, неповторимы. На самом примитивном уровне человек верит в приметы, – и они для него работают! На самом высоком уровне развития каждое событие в жизни человека становится знаком, который нужно расшифровать. Так человек учится читать свою кармическую задачу, свою судьбу.

«На моем пути не попадается ни одного знакомого знака или указателя, который был бы мне привычен. Ничто больше не бывает прежним, ничто не остается тем же самым». (Карлос Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»)

Если человек упорно не замечает или игнорирует знаки, которые посылает ему судьба, то знаки судьбы становятся все более сильными и безжалостными; в конце концов, они не оставляют ему выбора. (На мифологическом языке об этом повествует Книга пророка Ионы, входящая в состав Библии.) Но если человек и тут не смирится, не примет свою судьбу (свою карму), то его как бы оставляют в покое. Такой человек, выпавший из мирового кармического узора, духовно умер. Ему не позавидуешь! – хотя он сам на протяжении некоторого времени может думать иначе.

Тот, кто видит, понимает и принимает знаки, с огромным напряжением выправляет зигзаги своего кармического пути, – и движется дальше. К какой цели? Цели нет, как нет ее у Вселенной. Есть только узор, возникающий каждый миг, и в нем – твоя единственная нить, за которую ты в ответе (перед кем? перед самим собой!), которую ты ткешь в четыре руки со Вселенной, чтобы выткать свою часть узора прекрасной.



2.5. Судьба как путь посвящения

И вот этот мучительный, непрямой, «неправильный» путь есть путь посвящения. О ступенях посвящения на различных линиях социального, психического и духовного развития человека (системе «малых посвящений») рассказывается в прекрасной книге А. Подводного «Каббала чисел», где они тщательно систематизированы и проанализированы.

Посвящения – во что? В более высокие, доступные лишь посвященным, сферы понимания, чувства, мудрости, этики, взаимоотношений, социального статуса, реализационной власти… – сферы самой жизни, материальной, психической и духовной.

Посвящения – кем? Судьбой? Богом? Ангелом-Хранителем? Природой? Самим собой? Своим внутренним «Я»? Кому что ближе.

Если рассматривать судьбу как путь посвящения, то становятся понятными все рассмотренные выше мифологемы: препятствий на пути и зигзагов судьбы (посвящение всегда связано с испытаниями и страданием); знаков, посылаемых нам судьбой (высшим посвятителем-Иерофантом); «креста» судьбы (отличная метафора для самого пути посвящения); судьбы как возмездия (за отказ от своего призвания и соответствующего посвящения).

Тот, кто рассматривает свою жизнь как путь посвящения, проживает ее с максимальной интенсивностью и самоотдачей, он близок к безупречности и не далек от познания истины.




<<<   Часть I   ●   Часть III   >>>




[ Вернуться к списку статей ]

  

Мой профиль в Google.

Часть I. Начнем с метафи- зики

1.1. Что есть судьба с точки зрения закона кармы?
1.2. Есть ли свобода у че- ловека?
1.3. В каком смысле судьба предопределена, а в каком – нет?

Часть II. Карма и этика

2.1. Судьба как возмездие. Кармические узлы
2.2. Кармическая задача. Судьба как «крест»
2.3. Судьба как путь лич- ностного роста и самореа- лизации
2.4. Препятствия и зигзаги судьбы. Знаки на пути
2.5. Судьба как путь посвя- щения

Часть III. Практические за- дачи

3.1. Путь Золушки. Можно ли изменить и улучшить свою судьбу?
3.2. Стоит ли гадать на су- дьбу?
3.3. «Формула Судьбы» – синтетический метод диаг- ностики и проработки кармы




БИБЛИОГРАФИЯ

1. А. Подводный. Повесть о тонкой семерке.
2. А. Подводный. Новосибир- ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю.
3. А. Подводный. Высшие архе- типы.
4. А. Подводный. Каббала чи- сел.
5. К. Уилбер. Интегральная пси- хология.
6. К. Уилбер. Введение в интег- ральную теорию и практику.
7. Чогьям Трунгпа. ШАМБХАЛА. Священный путь воина.
8. К. Кастанеда. Книги с 1-й по 11-ю.
9. А. Маслоу. Мотивация и лич- ность.
10. Б. Хеллингер. Порядки люб- ви.
11. Сюзанна Кук-Гройтер. Раз- витие эго: девять уровней все большего охвата.
12. С. Лазарев. Диагностика кармы. В 12-ти книгах.



Все услуги: гадание, магия, коррекция кармы



Контакты

+7 906 046 1699

al.e.ryabov@gmail.com

Адрес и схема проезда