СУДЬБА И КАРМА


Судьба – категория мифологическая и житейская, карма – философская, метафизическая. Казалось бы, что между ними общего? Но эти два, таких разноплановых, понятия и явления теснейшим образом связаны друг с другом, и понимание природы и характера этой связи позволит нам жить свободнее и счастливее, действовать точнее и эффективнее.



Часть I. Начнем с метафизики



1.1. Что есть судьба с точки зрения закона кармы?

Судьба – понятие крайне неопределенное (логически), но, в то же время, это – один из важнейших архетипов человеческого бессознательного, коллективного и индивидуального. Судьба, в полном соответствии со своей архетипической природой, целиком принадлежит к сфере мифологического сознания; по своей сути судьба человека – это его главный, основополагающий, развернутый во времени, индивидуальный миф. Миф, определяющий все его основные и частные жизненные сюжеты и роли, которые человек играет в точном соответствии со своей судьбой. Исторически данный миф тесно связан с мифологическим понятием Рока, а также с образами богинь судьбы (Норны, Парки), ткущих нити человеческих жизней, – образами, надо признать, чрезвычайно адекватно выражающими самую суть универсального закона Вселенной.

Карма, в отличие от архетипа судьбы, достаточно точно определяется в традиционной философии Упанишад и Веданты как универсальный закон причинно-следственных связей, пронизывающий и организующий все мироздание в его динамически проявленном существовании. Закону кармы подвластны все явления и процессы во Вселенной, развивающиеся во времени в соответствии с высшим архетипом творения-осуществления-растворения, на всех планах бытия. В частности, в плотном, материальном плане закон кармы реализуется в форме фундаментальных законов природы, в эфирном плане – в форме законов физиологии, в астральном плане – в форме законов психики, в ментальном плане – в форме законов логики и диалектики, в каузальном плане – в форме законов социума и т.д.

Существует также кармический миф, укорененный в мифологическом сознании человечества и тесно переплетенный с архетипом судьбы, но более широкий по своему охвату: в него входят такие добавочные элементы, как семейная и родовая карма, а также принцип реинкарнации.

С точки зрения универсального закона кармы судьба человека есть фактическая временнАя реализация в физическом, эфирном, астральном, ментальном и каузальном телах данного человека причинно-следственных цепочек, связывающих его с бытием Вселенной, вплетающих его в общий, бесконечный кармический узор. (В буддхиальном теле действует так называемая тонкая карма, управляющая плотной кармой, сосредоточенной в каузальном теле, и определяющая не прямо и непосредственно судьбу человека, а его социальную и сущностную ориентацию: систему ценностей, этику, актуализированные базовые потребности, цели и способы их достижения и т.д., – то есть все то, из чего складываются и чем определяются его личность, поведение и социальные роли.) Из этого понимания возникает красивая и довольно точная метафора (без метафор нам не обойтись, поскольку мы имеем дело с объектами мифологического сознания): жизнь человека есть проявление и конечная составная часть единого кармического узора на бесконечной ткани Вселенной.

Причинно-следственные цепочки, из которых формируется судьба человека, берут начало в его собственных прошлых поступках (тоже, как правило, кармически обусловленных), а также в истории его семьи, семей его родителей и более далеких предков, его рода, этноса, государства, а также в прошлом тех эгрегоров, которым он служил и служит. Из всего этого слагаются понятия семейной, родовой и инкарнационной кармы (к так называемым «прошлым жизням» данного конкретного индивидуума не имеющей ни малейшего отношения; реинкарнация личности – особый, самостоятельный принцип, который здесь обсуждаться не будет).



1.2. Есть ли свобода у человека?

Говоря о судьбе, нельзя обойти молчанием жизненно важный вопрос о природе человеческой свободы. Для того чтобы получить на него удовлетворительный ответ, нам следует проанализировать природу кармических причинно-следственных цепочек.

Обратимся к метафоре кармического узора. Существует ли образец, шаблон, по которому вышивается или ткется узор? Если бы такой образец существовал, это означало бы полную предопределенность грядущих событий, то есть, фактически, – абсолютную иллюзорность развития, иными словами – времени. Это означало бы, что времени реально не существует, что время и все порождаемые категорией времени высшие архетипы – всего лишь плод человеческой фантазии. Подобный вывод представляется мне неприемлемым.

Хорошее подтверждение сказанному дает квантовая механика. Как мы знаем, законы квантовой механики носят не детерминистский, а вероятностный характер, и математические уравнения, которым подчиняется движение квантовых частиц, определяют не их точное положение в пространстве и скорость, а лишь распределение вероятностей, то есть спектр возможных реализаций. Нельзя не только заранее точно предсказать местоположение и скорости частиц в заданный момент времени в будущем, но даже измерить их в настоящем абсолютно точно невозможно; можно лишь говорить о поле вероятностей как волновом процессе.

Итак, кармический узор ткется без точного, наперед заданного образца, вырастая во времени в творческом процессе, возможно (но не обязательно), руководимый какой-то априорной идеей, неким планом (полем вероятностей), но без строго предписанного, детерминированного, детально проработанного шаблона. Так ведь и человек, как и всякое живое существо, вырастает из оплодотворенной яйцеклетки по плану, заложенному в индивидуальном коде ДНК, но с массой отличительных «случайных» особенностей. Причем, как мы знаем, именно взаимодействие детерминированных и случайных факторов, «наследственности» и «изменчивости», «шаблона» и «творчества», «предопределения» и «свободы», служит залогом эволюции.

Таким образом, мы приходим к двум очень важным, базовым понятиям: идее мира в непрерывном и бесконечном процессе становления – идее универсальной эволюции, – и идее реальной, но ограниченной, человеческой свободы. Эти понятия тесно связаны: если бы свободы не существовало, то и мир бы не развивался. Мы можем быть уверены в том, что свобода существует, поскольку мы знаем, что существует эволюция. Но также мы можем быть уверены в том, что наша свобода весьма ограничена, поскольку, если бы это было бы не так, то вместо эволюции, ведущей к сложности и порядку (взгляните на растущий узор!), имелся бы хаос, то есть предельные беспорядок и простота.



1.3. В каком смысле судьба предопределена, а в каком – нет?

Есть практический смысл понять, в каком смысле наша судьба предопределена, а в каком – нет, и в чем именно состоят возможности и ограничения человеческой свободы.

Мы видим, что предопределение, коль скоро оно существует, – а оно, несомненно, существует, – никогда не носит характер детального, пошагового, строго детерминированного предписания. Тем не менее, жизнь подавляющего большинства людей жестко регламентирована социальными рамками и нормами, причем даже в мелочах. Возможное объяснение этому парадоксу – в «квантовом» характере взаимодействия закона кармы в лице предопределения и свободы, внутренне присущей сознанию, в лице конкретного индивидуума.

Предопределение больше всего похоже на энергетический* барьер той или иной «конфигурации» и «высоты», заставляющий «квантовую частицу», в данном случае – человеческий индивид, – придерживаться определенной траектории или, скорее, коридора. На общечеловеческом языке подобные траектории-коридоры носят название жизненных сюжетов и социальных ролей, из которых складываются судьбы людей. В рамках заданных сюжета и роли каждый человек обладает определенной степенью свободы выбора («маленькой свободой»), которая с его точки зрения может быть весьма велика, но эта свобода, на самом деле, достаточно иллюзорна и, право, не стоит серьезного обсуждения. Выйти же из роли чрезвычайно трудно, а произвольно изменить свой жизненный сюжет – почти невозможно. Но здесь слово «почти» меняет абсолютно все: именно в нем состоит вершина, или, точнее, шанс человеческой свободы («большая свобода»). В самом деле, свобода в ее самом высшем, онтологическом и метафизическом, смысле есть шанс.

Причем, хочу заметить, этот шанс – шанс полной, коренной трансформации своей жизни и себя самого, – существует всегда, сколь бы невозможной, немыслимой, проигрышной, преступной ни казалась попытка его осуществления. Но проиграть, разумеется, тоже возможно, иначе что ж это был бы за шанс без риска?

Развивая квантовую аналогию, нетрудно заметить, что шанс свободы подобен «тоннельному эффекту», когда квантовая частица, даже не обладая достаточной (в классическом смысле) энергией, с некоторой вероятностью способна преодолеть энергетический барьер и «убежать» из «энергетического плена», коренным образом изменив свою траекторию – вырвавшись из коридора. Для осуществления «тоннельного эффекта» в жизни требуется накапливать и не расходовать понапрасну энергию («личную силу»), видеть верное направление прорыва, иметь несгибаемое намерение и несокрушимое терпение, поскольку «тоннельный эффект» носит случайный характер и подчиняется вероятностным, а не детерминистским законам, то есть «не все от нас зависит» – иногда необходимо просто ждать.

В противовес приведенному пониманию человеческой свободы («маленькой свободы выбора» в рамках социально обусловленных сюжетов и ролей и «большой свободы трансформации», способной преодолеть энергетический барьер заданных сюжета и роли и коренным образом изменить судьбу), существует понятие внутренней, психологической и духовной, свободы, якобы неподвластной мирским оковам. Позволю себе возразить, что подобная «внутренняя свобода» есть самообман, нужный лишь для самооправдания тех людей, которые увидели возможность и желательность трансформации, но по недостатку «личной силы», решительности и мужества упустили свой шанс. Духовная свобода, безусловно, существует, но только вместе с «большой свободой трансформации», а не вместо нее.

Что же произойдет с человеком, который научился «большой свободе» и осуществил трансформацию своей судьбы, произвольно поменяв свой жизненный сюжет? Быть может, теперь он выйдет из-под контроля закона кармы? Нет, это невозможно. Закон кармы будет продолжать действовать в его жизни, но характер этого действия постепенно изменится. Теперь можно говорить о сотворчестве, синэргии данного человека и Вселенной, вкладывая или не вкладывая в это понятие религиозный смысл – по желанию. Разумеется, поменялась не Вселенная – человек. Он начинает (постепенно, не сразу!) чувствовать («видеть») нити кармического узора и становится соучастником «ткачества», получив, так сказать, дополнительный «бонус» – некую меру свободы, свободы творческой, о которой он, пожалуй, даже и не мечтал. Он хотел творить свою собственную жизнь, – а стал со-творцом Вселенной!

Однако подобному состоянию нельзя научиться, – его можно лишь достичь, попытаться достичь.

  


* Можно выделить четыре вида энергии, отнесенные к четырем основным сферам человеческого существования: физической, социальной, культурной и психологической. Вот эти виды энергии: энергия материальных обстоятельств (в т.ч. физического состояния организма и всевозможных физических ограничений); энергия социума (социальных связей, в т.ч. семейных, действующего законодательства, общепринятых норм поведения и т.д.); энергия культуры (воспитание, образование, мировоззрение, мораль и т.д.); психическая энергия, в т.ч. энергия личного бессознательного (аффекты, комплексы, сопротивление всех видов, прошлый опыт, автоматические паттерны поведения, либидо и т.д.). Каждый из этих видов энергии весьма сложным и индивидуальным образом динамически распределен между плотным (физическим) и тонкими телами человека (эфирным, астральным, ментальным, каузальным, буддхиальным и атманическим), а также его энергетическими каналами (муладхарой, свадсхистханой, манипурой, анахатой, вишудхой, аджной и сахасрарой), действующими во всех телах.




Часть II   >>>




[ Вернуться к списку статей ]

  

Мой профиль в Google.

Часть I. Начнем с метафи- зики

1.1. Что есть судьба с точки зрения закона кармы?
1.2. Есть ли свобода у че- ловека?
1.3. В каком смысле судьба предопределена, а в каком – нет?

Часть II. Карма и этика

2.1. Судьба как возмездие. Кармические узлы
2.2. Кармическая задача. Судьба как «крест»
2.3. Судьба как путь лич- ностного роста и самореа- лизации
2.4. Препятствия и зигзаги судьбы. Знаки на пути
2.5. Судьба как путь посвя- щения

Часть III. Практические за- дачи

3.1. Путь Золушки. Можно ли изменить и улучшить свою судьбу?
3.2. Стоит ли гадать на су- дьбу?
3.3. «Формула Судьбы» – синтетический метод диаг- ностики и проработки кармы




БИБЛИОГРАФИЯ

1. А. Подводный. Повесть о тонкой семерке.
2. А. Подводный. Новосибир- ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю.
3. А. Подводный. Высшие архе- типы.
4. А. Подводный. Каббала чи- сел.
5. К. Уилбер. Интегральная пси- хология.
6. К. Уилбер. Введение в интег- ральную теорию и практику.
7. Чогьям Трунгпа. ШАМБХАЛА. Священный путь воина.
8. К. Кастанеда. Книги с 1-й по 11-ю.
9. А. Маслоу. Мотивация и лич- ность.
10. Б. Хеллингер. Порядки люб- ви.
11. Сюзанна Кук-Гройтер. Раз- витие эго: девять уровней все большего охвата.
12. С. Лазарев. Диагностика кармы. В 12-ти книгах.



Все услуги: гадание, магия, коррекция кармы



Контакты

+7 906 046 1699

al.e.ryabov@gmail.com

Адрес и схема проезда