ЧТО ТАКОЕ МАГИЯ?

Природа и сущность белой магии. Кто такие белые маги?



Магия существует – в этом не может быть никаких сомнений. Ни один здравомыслящий человек (к ним не относятся рабы и фанатики науки) не станет отметать опыт очень многих заслуживающих доверия людей, как ныне живущих, так и живших в разных местах и в разные эпохи, на том лишь основании, что он не понимает, что такое магия. Вопросы, тем не менее, остаются: что представляет собой магия? Какова ее природа? В чем состоят отличия (и есть ли они) между белой магией, черной и серой? Ведь современному человеку мало ВИДЕТЬ и ЗНАТЬ, – ему необходимо ПОНЯТЬ.



Определение магии

Кому, как не магам, пристало досконально разбираться в этих вопросах? И, быть может, определение и смысл магии настолько сложны и темны, что недоступны непосвященным? Нет, определения магии, данные ей величайшими магами и учителями магии 19 и 20 столетий, внешне выглядят чрезвычайно просто и изящно.

Папюс в своей фундаментальной книге «Практическая магия» дает следующее определение магии: «Магия есть применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы», – и приводит ряд достаточно прозрачных и содержательных пояснений и примеров.

Алистер Кроули определяет магию следующим образом: «Магия – это наука и искусство совершать изменения в соответствии с собственной Волей». В этом ставшем классическим определении магии особо выделяется слово «Воля», – недаром оно пишется с заглавной буквы. Это не та воля, которая в человеческом обиходе выражается словом «хочу». Сам Кроули называет ее «Истинной Волей», и ее познание, требующее длительной, кропотливой работы над собой, а позднее – неукоснительное следование своей Истинной Воле, являются важнейшими задачами мага.

Израэль Регарди в книге «Искусство и значение магии» отказывается давать общее, по его мнению – бессодержательное, определение магии, считая ее суммой определенных техник и заменяя краткое определение магии их детальным и достаточно ясным обсуждением. Автор, безусловно, считает магию, прежде всего, практической системой, сочетающей в себе элементы и подходы науки и искусства и во многом превосходящей то и другое в отдельности. В другом месте той же книги Регарди пишет:

«Говоря коротко и ясно, магия занимается в основном тем же самым миром, что и современная психология. Иными словами, она рассматривает ту сферу психики, которая обычно не осознается, но оказывает громадное влияние на нашу жизнь. Магия – это ряд психологических приемов, позволяющих нам глубже исследовать самих себя. С какой целью? Во-первых, для более полного самопознания. Помимо того, что оно желательно само по себе, понимание внутренней природы освобождает нас от бессознательного принуждения и мотиваций и наделяет властью над жизнью. Во-вторых, для более полного выражения этого внутреннего «я» в повседневной деятельности. Лишь когда человечество в целом или, возможно, более развитые мужчины и женщины во всем мире достигнут некоторой степени внутреннего понимания, мы можем надеяться на осуществление утопического идеала – широкой терпимости, мира и всемирного братства. Это и есть raison d`etre (разумное обоснование) магии».

Скотт Каннингем в книге «Учебник по колдовству» дает свое определение магии, безусловно, тяготеющее к викканству: «Магия есть работа по перемещению естественных энергий для совершения нужных превращений. Магия – это управление естественными энергиями для произведения необходимых эффектов». И далее поясняет: «Магия не означает управления природой по своему желанию. Это полностью ошибочная идея, выросшая на убеждении, что магия есть нечто сверхъестественное, нечто существующее вне природы. Магия естественна. Она – гармоничное перемещение энергий для создания необходимых превращений».

Д. М. Крэг в популярной книге «Современная магия» дает тройственное определение белой, черной и серой магии:

«Белая магия – наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей, используя средства, не признаваемые традиционной наукой, ради получения Знания и Беседы со своим Ангелом-Хранителем.

Черная магия – наука и искусство вызывать изменения в соответствии с волей, используя средства, не признаваемые традиционной наукой, ради причинения себе или другим физического или нефизического вреда, совершаемого сознательно или неосознанно.

Серая магия – наука и искусство вызывать изменения в соответствии с волей, используя средства, не признаваемые современной наукой, ради совершения физического или нефизического блага себе или другим осознанно или неосознанно». При этом серая магия представляет собой смесь черной и белой магии.



Магия архетипов

В приведенных выше определениях магии отчетливо выделяются два аспекта: внутренний, психологический, направленный на познание своего внутреннего «я» или «Истинной Воли», и внешний, деятельный, акцентирующий воздействие мага на природу и других людей, производимые им изменения. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы доказать полное внутреннее единство данных определений и не просто примирить между собою два аспекта магии, но показать, как один неумолимо следует из другого. Для этого нам необходимо выяснить, какова природа Сил, которые пробуждает к действию маг своими ритуальными действиями, и каково поле их приложения.

Все без исключения маги прошлого и настоящего согласны между собой в том, что для целенаправленного воздействия на природу, людей и события силой своего намерения или воли магу необходим некий посредник, или магический агент. Предлагалось множество теорий, объясняющих природу и действие магического агента с позиций своего времени, его называли разными именами. Мы, обладая знаниями, накопленными к началу 21 века, можем с достаточной степенью уверенности предположить, что искомый посредник, или магический агент, есть ничто иное, как Коллективное Бессознательное человечества, а точнее – архетипы Коллективного Бессознательного, открытые и исследованные Карлом Густавом Юнгом.

Практикующий маг, обращаясь к определенным Силам и их различным символам и знакам, активизирует в своем личном бессознательном соответствующие архетипы, непосредственно связанные, как убедительно доказал Карл Густав Юнг, с архетипами Коллективного Бессознательного. Такими архетипами могут быть божественные имена и иные божественные атрибуты, антропоморфные боги различных пантеонов, архангелы и ангелы, демоны, князья и духи стихий и планет, Арканы Таро, сефиры и пути каббалистического Древа Жизни и т.п. Подобные архетипы укоренены в мифологическом сознании и Коллективном Бессознательном человечества, формировавшемся на протяжении многих тысячелетий и имеющим под собой прочную мифологическую основу.

Есть и другие, более абстрактные архетипы, имеющие, быть может, еще большее и поистине универсальное значение в структуре мироздания и основах человеческой психики: числа, звуки, элементарные геометрические формы, оттенки цвета, – и к ним тоже обращается, их тоже активизирует своими ритуальными действиями маг. В частности, к подобным универсальным архетипам относятся единица (Единое, точка), двойка (пара неразрывно связанных противоположностей, мужское и женское начала, линия), тройка (диалектическая триада, универсальная динамика рождения-осуществления-смерти, тройственная лунная богиня, христианская Троица, плоскость), четверка (крест, четыре элемента, диалектическая спираль, Тетраграмматон, трехмерное пространство), пятерка (пять пальцев руки – начало счета, четыре элемента плюс Дух, четырехмерное пространство-время, пентаграмма, пирамида с квадратным основанием), шестерка (два пересекающихся треугольника, гексаграмма), семерка (семь видимых планет и, соответственно, семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги) и т.д., а также магические звуковые «вибрации», буквы и соответствующие им звуки фонетического енохианского алфавита, скандинавские руны старшего и младшего Футарка. (Архетипы, связанные с натуральными числами вплоть до 66, и основные универсальные архетипы подробно исследованы и разъяснены в трудах Авессалома Подводного.)

Каждый архетип связан со многими большими и малыми эгрегорами*. Некоторые из этих связей чрезвычайно сильны: так, к примеру, обстоит дело с религиозными эгрегорами и свойственными им богами, небесными и демоническими иерархиями. В том случае, когда маг активизирует архетипы, обладающие сильными связями с могущественными эгрегорами, он подключает к своей магической работе энергию эгрегоров, а также их этику, язык и символику. (Именно таким образом в магический обиход проникают церковные свечи, иконы, молитвы и т.п.) Энергия могущественного эгрегора очень и очень велика, а его воля непреклонна, и эгрегор, имеющий прямой выход на каузальный план, может оказаться способным исполнить задание мага, однако он многого потребует взамен: соблюдения своей этики (например, телесных постов или кровавых жертвоприношений), преданного служения и, возможно, фанатичной веры. Власть это или рабство – вот в чем вопрос.

Но здесь, и только здесь, находится выход мага на каузальный план**, его единственная возможность манипулировать событиями и людьми, практически действовать, а не только мечтать. Без покровительствующего ему эгрегора маг – ничто.*** (Кстати, любая система магических и ритуальных посвящений всегда обращена к некоему эгрегору.)

Но эгрегоры бывают разные, и, соответственно, разными бывают маги и магия. Если религиозный, этнический или иной, сравнительно грубый, эгрегор, постепенно превратит мага в своего раба, то с высоким эгрегором этого не произойдет, поскольку высокий эгрегор обладает более возвышенной, не столь примитивной этикой.

Универсальные архетипы связаны с самыми высокими и абстрактными эгрегорами, действующими на буддхиальном плане**** и управляющими процессами духовной эволюции, тонкой кармой, духовным призванием и служением. Преодолев искус неограниченной власти (или рабства?) в тесном контакте с грубым эгрегором, действующим почти исключительно на каузальном плане, маг получает возможность (всего лишь шанс, но также и право) вступить в контакт с высоким эгрегором и через него действовать на буддхиальном плане, не манипулируя непосредственно событиями и людьми, а формируя стратегии, цели и смыслы, которые затем отобразятся на каузальном плане в виде цепочек событий, необходимых поступков и встреч. Магия подобного толка по давней традиции не причисляется к эгрегориальной, хотя, по сути, является таковой, – лишь эгрегоры, с которыми по преимуществу взаимодействует маг, относятся к более высокому иерархическому разряду.

Можно утверждать, что маг, достигший столь высокого уровня, что может одним лишь своим намерением изменять узор каузального и/или буддхиального плана, на самом деле имеет устойчивый двусторонний канал с ведущим его эгрегором. А по характеру его действий, по его этике мы безошибочно поймем, какому эгрегору он служит: высокому или грубому.

(Порой мы сталкиваемся с проявлением ярко выраженных врожденных магических способностей, казалось бы, не связанных ни с каким эгрегором. С каждым таким случаем нужно разбираться индивидуально, и я уверен, что всегда найдется эгрегор, привлеченный необычайно высокой энергетикой данного человека и пожелавший его использовать в своих интересах. И уж наверняка врожденная способность к магии есть способность активизировать и удерживать в этом состоянии некоторые архетипы с очень высоким уровнем энергии.)



Магия Природы

Может показаться, что так обстоит дело лишь в том случае, когда маг обращается к Силам, непосредственно связанным с социальным, культурным и религиозным развитием человечества, его мифологией и сознанием, а магия Сил Природы – это нечто совсем иное, не связанное со структурой и энергией эгрегоров.

Разумеется, существуют Силы Природы непсихического и неэгрегориального происхождения (и, надо полагать, именно эти Силы первичны во Вселенной) – Силы, с которыми в мифологии связаны хтонические, воздушные, морские, огненные, растительные и т.п. Божества и Духи.

Каким же способом (или способами) человеческая психика взаимодействует с этими первичными Силами Природы?

Прямой путь для нас закрыт, во всяком случае, на сегодняшний день он нам не известен.

Восприятие природных явлений, как проявлений Сил Природы, происходит посредством органов чувств, а также измерительных приборов, через а) построение теорий (научный путь) и б) мифологизацию (мифологический путь). Причем на каждом из этих путей человеческое сознание создает различные символические системы и классификации.

Активное воздействие психики на Природу также происходит двояко: а) посредством материальных орудий и инструментов, созданных по плану, порожденному умом (начно-технический путь); б) посредством пробуждения собственной энергии архетипических символов (абстрактных, таких как числа, буквы, иероглифы, геометрические фигуры и «слова силы», и образных – мифологических, таких как, скажем, элементы стихий, планетарные Божества или Арканы Таро) через их непсихический аспект, открытый (в науке) Карлом Густавом Юнгом (путь магии).

Все мифы, архетипические символы и образы, когда-либо созданные человечеством и используемые в магии, непосредственно и неразрывно связаны с теми или иными религиозными, магическими, этническими и культурными эгрегорами, которые их породили и ввели в человеческий обиход в соответствующие исторические эпохи. (Даже столь абстрактные символы, как числа, играют первостепенную роль в Каббале и нумерологии). Мы не в состоянии разорвать эту связь, даже если бы захотели.

Таким образом, магическое взаимодействие с Силами Природы непсихического происхождения также происходит благодаря эгрегорам и через эгрегоры (пусть даже неявно и неосознанно), связь с которыми формируется во время обучения мага и закрепляется путем его посвящений. Прямой и непосредственной связи с Космосом человек пока еще не заслужил и не достиг.

К примеру, экстрасенс и биоэнергет-целитель взаимодействуют с Силами и энергией Природы для диагностики заболевания и исцеления больного посредством двустороннего энерго-информационного канала с целительским эгрегором, который они получили в процессе своего обучения и укрепили за время практической работы. Одних только способностей для этого мало!



Что такое белая магия?

Работу мага на буддхиальном плане представляется весьма уместным назвать белой магией, а его самого – белым магом, хотя в традиционном магическом лексиконе эти слова имеют несколько иной, более узкий, «моральный» смысл и оттенок. Белая магия в моем понимании, таким образом, – это наука и искусство совершать изменения в соответствии с собственной Волей посредством универсальных, высших архетипов. Нравственная чистота и безупречность белого мага определяется, в первую очередь, тем, что высокие эгрегоры, связанные с высшими архетипами, с которыми взаимодействует и которым служит белый маг, имеют чрезвычайно развитую, возвышенную, поистине «белую» этику.

Аналогично, мага, работающего преимущественно на каузальном плане со свойственными ему архетипами и служащего сравнительно грубым эгрегорам, следует отнести к серым или черным магам.



Вывод

Итак, выстраивается следующая смысловая цепочка: через ритуал к активизации личного архетипа, через личный активный архетип, обладающий собственной энергией, к соответствующему архетипу коллективного бессознательного, через него – к высокому или грубому эгрегору, огромная энергия и воля которого позволяют магу осуществить свое намерение на каузальном и/или буддхиальном плане. Такова универсальная схема, и магия, таким образом, по своей природе является магией архетипов. Первоочередными задачами мага являются, следовательно, контроль над исполнением указанной цепочки и накопление личной силы – энергии подключаемых архетипов, и обучение магии сводится к овладению практическим решением двух указанных задач.

Маг, прежде всего, учится подчинять своей воле и контролировать, насколько это возможно, свое бессознательное; повышает осознанность; тренирует чувствительность и внимание; развивает и ставит под сознательный контроль интуицию; наконец, постигает свое внутреннее «я», свою Истинную Волю. Иначе перед нами не маг, а слепая пешка во власти грубых эгрегоров, как бы ни был этот человек талантлив от природы.

И, лишь овладев в достаточной мере своим внутренним миром, поставив его под контроль сознания и воли, добившись точной настройки на различные архетипы, маг переходит к действиям во внешнем мире, используя выбранные архетипы для установления каналов связи с Коллективным Бессознательным и могущественными эгрегорами, а через них – с изначальными Силами Природы.

Белый маг, помимо всего сказанного, преодолел искус власти, обретаемой посредством грубых эгрегоров (со свойственными им архетипами), действующих почти исключительно на каузальном плане, и осознанно вышел в своей работе на буддхиальный уровень.

 


* Эгрегор – это динамическая энерго-информационная структура (сущность тонкого мира), соответствующая некоторому человеческому коллективу или просто группе людей, объединенных общей целью или общими интересами; таким образом, мы можем говорить об эгрегорах религий и религиозных направлений, а также об эгрегорах семьи, государства, этноса и т.д. Человек в каждый момент своей жизни включен во множество эгрегоров и испытывает их прямое влияние.

Эгрегор – структура самоосознающая; можно сказать, что эгрегор обладает собственным разумом. У каждого эгрегора есть определенная этика и определенные функции: в частности, он защищает своих членов и заинтересован в их развитии в определенном направлении (и нередко – ни в каком другом), и он бдительно смотрит за пересечением своих границ. Разные эгрегоры решают эти и другие задачи разными способами.

** Каузальный план – один из планов тонкого мира, где формируются и проявляются цепочки событий в соответствии с законом кармы (причинно-следственных связей).

*** Ту же самую мысль можно выразить другими словами. Маг овладевает искусством управления намерением, учится концентрировать, направлять и удерживать его в течение достаточно длительного времени. Подключение к эгрегору дает возможность многократно усилить намерение и перенести его из ментального, астрального и эфирного в каузальный и/или буддхиальный план, то есть – осуществить.

**** Буддхиальный план – более высокий (или тонкий) план тонкого мира, нежели каузальный; здесь сосредоточена «тонкая карма»: смысл, оправдание и цель каузальных цепочек, проявляющихся на каузальном плане. Можно сказать, что буддхиальный план управляет каузальным, или что «тонкая карма» управляет «плотной».



Алексей Рябов

22.10.2010, Москва




[ Вернуться к списку статей ]

  

Мой профиль в Google.

Книги о современной магии:

1. Папюс. Практическая магия.
2. Элифас Леви. Учение и ри- туал Высшей Магии. В двух томах.
3. Израэль Регарди. Церемони- альная магия.
4. Артур Эдвард Уэйт. Церемо- ниальная магия. Гримуары.
5. Франц Бардон. Врата посвя- щения.
6. Алистер Кроули. Магия в теории и на практике.
7. Д. М. Крэг. Современная ма- гия.
8. Ричард Кавендиш. Черная магия.
9. Скотт Каннингем. Учебник по колдовству.
10. В. Шлахтер, С. Хольнов. Психодинамика колдовства или введение в паралогию.



Контакты

+7 906 046 1699

al.e.ryabov@gmail.com

Адрес и схема проезда