ПРЕДСКАЗАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СЮЖЕТОВ И ГИПОТЕЗА МАРКЕРОВ
Неумолимый рок и свобода выбораПредставление о предопределенной судьбе, которую невозможно изменить, судьбе, которая выше людей и богов, изначально лежит в основе всех древних предсказательных практик, и с этим базовым представлением, имеющим характер мощного и чрезвычайно устойчивого архетипа, нельзя не считаться. – По представлениям древних греков, три Мойры (три старухи-пряхи, древнегреческие богини судьбы) – дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено. Олимпийские боги зависят от Мойр и не знают предначертанной им судьбы. Так, Зевс, желая узнать волю судьбы, взвешивает человеческие жребии на весах [1]. – На посмертном суде Осириса на одну чашу весов кладется сердце человека, а на другую – перо Маат, древнеегипетской богини Истины (читай – кармы, судьбы) [2]. – Древнескандинавские Норны – властительницы судеб – также не подвластны богам, а Рагнарёк («гибель богов») неизбежен [3]. С другой стороны, мы не можем не считаться и с тем обстоятельством, что у каждого человека, хотя бы в потенции, существует свобода выбора, и древние мифологии не отрицают этого факта. Таким образом, имеется формальное логическое противоречие, разрешить которое возможно лишь диалектически, восходя на более высокую ступень охвата и понимания. Нам требуется не примирение непримиримого, а диалектический, творческий синтез. Возможность синтеза заложена в существовании разных языков описания реальностиТу реальность, о которой мы говорим и которую пытаемся предсказать в будущем, можно описывать на двух различных языках – языке событий и языке сюжетов. В первом случае мы говорим о причинно-следственных цепочках событий, разворачивающихся во времени. Такое описание свойственно каузальному плану Вселенной и соотносится с понятием плотной кармы [4]. Язык событий и их причинно-следственных связей в физическом мире – это, по сути, язык классической физики в фазовом пространстве координат и скоростей материальных точек. Описание реальных процессов на языке событий – пошаговое, динамическое; хорошим примером может служить описание шахматной партии. На этом языке естественно формулируются законы динамического развития любой ситуации. Во втором случае речь идет о неких относительно устойчивых энерго-информационных формах, охватывающих значительные интервалы времени, которые мы называем сюжетами и ролями персонажей – участников этих сюжетов. Находясь в составе определенного сюжета и играя в нем определенную роль, любой материальный объект или субъект, существо тонкого мира, человеческий индивид или целая система индивидов одновременно являются участниками различных динамических причинно-следственных цепочек событий, которые разворачиваются во времени, статично оставаясь при этом в рамках данных сюжета и роли. Описание на языке сюжетов – скорее, статическое, ролевое и потому символическое, классифицирующее, категориальное, по своей структуре тяготеющее к мифу. К примеру, Соединенные Штаты Америки, оставаясь самими собой и сохраняя хорошо узнаваемое общественно-политическое лицо, совершают множество разнообразных действий на внутри- и внешнеполитической арене, подчиняющихся определенной логике и вполне укладывающихся в общую схему сюжета. Другой пример – свободный в своих решениях и поступках человек на протяжении многих десятилетий играет одну и ту же, не всегда функциональную, роль в своей семейной системе. Еще один пример – имярек, сохраняющий свою самоидентичность, хотя биохимический и клеточный состав его организма почти полностью обновляется каждый месяц; в этом случае единым «сюжетом» для клеток, органов и тканей служит человеческое «Я», где у каждого «персонажа» есть своя четко определенная функциональная роль. Но цепочки событий, соответствующие сюжету и роли, могут быть разные: сегодня «Я» подвернул ногу, завтра заболел гриппом, а через неделю встал совершенно здоровым. Язык сюжетов, как мне представляется, – это язык буддхиального плана, позволяющий судить о смысле причинно-следственных цепочек событий в рамках сюжета и роли (тонкой карме) [4]. Этот смысл устойчив, пока устойчивы сюжет и роль, и именно этот смысл является основой и одной из причин действий людей и иных персонажей и сил, наделенных психикой, включенных в общий сюжет. События динамичны, смысл же весьма статичен. На еще более абстрактной ступени сюжеты и роли могут рассматриваться как динамические элементы эгрегоров, а их смыслы в этом случае восходят к мифологии эгрегора [5]. Подобно тому, как язык событий служит для описания отдельных событий и причинно-следственных цепочек в пространстве событий, принадлежащем каузальному плану, так и язык сюжетов служит для описания пространства сюжетов, принадлежащего буддхиальному плану. Степень человеческой свободы в этих пространствах весьма различна. Свобода выбора любого конкретного человека в пространстве событий гораздо больше и шире, чем свобода выбора того же человека в пространстве сюжетов, – там она достаточно жестко регламентируется его мировоззрением, системой ценностей, заложенной на буддхиальном плане, и этикой ведущего эгрегора. Конечно, определенная свобода выбора в пространстве сюжетов тоже существует, но ее реализация связана с преодолением серьезных психологических барьеров и большими энергетическими затратами и осуществляется крайне трудно и медленно (если осуществляется вовсе). Можно утверждать, что категория рока, то есть неизменной судьбы, относится к мифологическому языку в пространстве сюжетов и связана с определенным фиксированным местоположением в пространстве сюжетов (на буддхиальном плане), тогда как категория свободы относится, скорее, к языку событий и связана с поведением и принятием решений в пространстве событий, то есть на каузальном плане. Топология пространства сюжетовПространство сюжетов, как мне представляется, – это пространство вибраций, которое хорошо описывается в терминах музыки и квантовой механики, – кому что ближе. Каждый конкретный сюжет – это замкнутая или почти замкнутая (условно-замкнутая) фигура в абстрактном пространстве сюжетов. Словно Галактика, внутри которой по своим условно-замкнутым орбитам движутся составляющие данный сюжет фигуры. Каждая орбита – это отдельная роль. Участники сюжета совершают по своим орбитам циклическое или почти циклическое движение с определенным периодом. Этот период обращения, свойственный данной роли в данном сюжете, может медленно меняться с течением времени. Таким образом, мы имеем систему циклических движений с различной частотой обращения или, говоря другими словами, вибраций различной частоты и интенсивности. Каждая роль при этом соотносится с определенной частотой или высотой тона, а сюжет представляется в виде аккорда. Если развернуть этот аккорд во времени, то мы получим полифоническую музыкальную тему или фразу, в которой отдельные роли представляют собой мелодические голоса и ритмы, как в многоголосой фуге. При этом плавное изменение основных параметров ролей-орбит, так же как в квантовой физике, невозможно, – оно происходит скачкообразно, что следует рассматривать как экспериментальный факт. Для каждого такого небольшого скачка требуется накопление кванта энергии. (В музыкальной аналогии изменения также происходят не плавно, а от ноты к ноте.) Движение по орбитам может быть очень сложным, так как разные вращения, имеющие различные амплитуды, интенсивности и периоды, могут накладываться друг на друга. На «большой», глобальный жизненный сюжет, имеющий внушительный период (возможно, годы или десятилетия), накладываются более мелкие, повседневные, частные сюжеты со сравнительно коротким периодом и небольшой интенсивностью. Так и Земля, обладающая собственным суточным периодом вращения и обращаясь вместе с Луной вокруг их общего центра масс с периодом в лунный месяц, одновременно вращается вокруг Солнца с периодом в год, а оно, в свою очередь, участвует в едином вращении Галактики. К важнейшим характеристикам ролей и сюжетов относятся постоянная времени (период обращения), энергетический потенциал (который в отдельных случаях может выражаться даже в денежных единицах), амплитуда (охват, масштаб) и качество основной энергии, связанное, в свою очередь, с ведущими потребностями и этикой. О качестве энергии удобно говорить в терминах чакр [5]. Каждый сюжет и каждая роль имеют к тому же свою собственную эмоциональную окраску, – по сути, еще один дискретный параметр. Добавив к системе координат в пространстве сюжетов еще одну ось – время, – мы представим сюжеты и роли не в виде условно-замкнутых орбит, а в виде спиралей. Каждая такая спираль может иметь неизменный радиус и период обращения, и в этом случае мы имеем дело с так называемым «порочным кругом»; или спираль может постоянно сжиматься, – в этом случае данная роль (или сюжет в целом, если он целиком состоит из сжимающихся спиралей), имеет тенденцию к ужесточению, росту ограничений, коллапсу и самоуничтожению; или спираль постепенно (хотя и скачкообразно) расширяется, и тогда роль или сюжет открыты, все более свободны и способствуют индивидуальному развитию составляющих сюжет персонажей. Расширяющаяся спираль требует для своего поддержания все больше и больше энергии, которую приходится черпать извне, – значит, нужен ее источник, – тогда как сжимающаяся спираль приводит к накоплению энергии, что создает необходимость в ее утилизации (именно поэтому тоталитарные общества вынуждены много и часто воевать). Наличие заметного числа расширяющихся сюжетов означает, что в целом мы с Вами живем в расширяющейся Вселенной в пространстве сюжетов – расширяющейся Вселенной буддхиального плана, – что, кстати, вполне соответствует научной концепции расширяющейся физической Вселенной. Эволюция и спинСуществует один общий сюжет, включающий в себя все остальные сюжеты, с которыми имеют дело люди и другие представители природы Земли, – эволюционный сюжет, порожденный высоким эгрегором эволюции, – и каждый частный сюжет или роль могут быть направлены параллельно («по ходу») или антипараллельно («против хода») глобальной эволюции. В этом смысле будет вполне разумно говорить о «правой» или «левой» закрученности сюжетной спирали, то есть о спине. Условно, спин, приписываемый некоторой роли, положительный или «правый», если он соответствует нормальному направлению эволюционного процесса, и отрицательный или «левый», если он противится эволюции, связан с каким-либо противодействием ей или, по меньшей мере, ее игнорированием. (Понятие «нормы» рассматривается в рамках интегральной теории Кена Уилбера [9].) Поскольку эволюционный сюжет, связанный с высоким эволюционным эгрегором, имеет свою собственную этику, понятия «правого» и «левого» спина также довольно часто приобретают этическую окраску. Но это не означает, что сюжеты с «левым» спином обязательно в чем-то ущербны и всегда заслуживают осуждения, – иногда они приносят реальную пользу как бы «от противного», парадоксальным образом, подобно тому, как, размешивая сахар в стакане чая, порой бывает полезно сменить на короткое время направление вращения, чтобы вызвать турбулентность. «Правый» спин имеют, к примеру, роли ученого-первооткрывателя, философа, просветителя и политика-реформатора, поскольку магистральное направление человеческой эволюции связано с процессами познания и социального освобождения, а «левый» – роль инквизитора. Инволюционный процесс нисхождения к архаическим состояниям сознания не обязательно связан с «левым» спином основного сюжета. Если подобный регресс имеет бессознательную, автоматическую природу, то – да (пример – сюжет наркомана, да и просто инфантильного человека). Но порой нисхождение по эволюционной лестнице или спирали связано с целенаправленным выполнением определенных практик и совершается по воле человека, как, например, шаманское камлание или выполнение магического ритуала. В этом случае частный, проживаемый в данный момент времени сюжет с «левым» спином может быть включен, как составная часть, в глобальный сюжет с «правым» спином. Так, шаманское камлание или магический ритуал инвокации древнего бога могут совершаться с целью познания, овладения всем доступным спектром психических и энергетических возможностей человека и его личностного и духовного роста. Соответствия данной топологической моделиРазумеется, описанная топологическая модель пространства сюжетов имеет важные точки пересечения с астрологией и природными циклами Земли, которые, в свою очередь, тесно связаны с праздниками солярного и лунного круга. Все эти точки пересечения заслуживают пристального изучения. В то же время, каждый сюжет и каждая роль имеют своих «полномочных представителей» в психическом мире – коллективном бессознательном: архетипы, символы и мифы, многие из которых дошли до нас в виде сказок [6]. Благодаря им мы имеем вполне адекватный язык для описания сюжетов и их взаимодействия: создавая и варьируя различные мифы, мы как раз и заставляем сюжеты взаимодействовать друг с другом. Одним сюжетам-архетипам и мифологическим ролям присущ «правый» спин, другим – «левый», а некоторые могут быть «правыми» или «левыми» в зависимости от конкретного содержания и этической окраски. Маркеры – точки пересечения сюжетов, состояния максимальной свободыВ пространстве сюжетов существуют особые точки или состояния, в которых роли, принадлежащие разным сюжетам, пересекаются или соприкасаются друг с другом. В этих состояниях, если энергетический барьер не слишком высок, становится возможен переход или перескок из одной роли в другую, то есть смена сюжета. Я назвал эти точки пересечения и соприкосновения сюжетов маркерами. Возникновение маркера в Вашем персональном сюжете означает, что Ваш жизненный путь пересекается или сближается с жизненным путем другого значимого для Вас человека, способного оказать на Вас большое влияние, причем ваши сюжеты на какое-то время «склеиваются», взаимно проникая друг в друга; или что на Вашем жизненном пути возникает реальный выбор и потенциальная возможность существенно поменять Вашу роль (это может быть неожиданный шанс – «подарок судьбы», или прочитанная и запавшая в душу книга, или чей-то личный пример); или что Вы попадаете в состояние глубокого личностного кризиса – экзистенциального кризиса роста, что связано с глобальным пересмотром мировоззрения, убеждений, системы ценностей, этики и собственной жизненной роли. Маркеры – это особые энергетические состояния повышенного риска и максимальной свободы, из которых облегчается переход в новое энергетическое состояние в пространстве сюжетов (на новую орбиту), – либо в связи с уменьшением информационно-энергетических барьеров, либо в связи с появлением в Вашем персональном сюжете дополнительного энерго-информационного источника нужного качества (частоты и спектра вибраций). Важная топологическая особенность маркеров заключается в том, что они, будучи расположены на буддхиальном плане (в пространстве сюжетов) и проецируясь из пространства сюжетов в пространство событий, порождают точки ветвления причинно-следственных цепочек событий на каузальном плане (в пространстве событий) – точки, в которых может с максимальной силой проявляться свобода выбора. Динамическое предопределение, или «обратное действие». Прогнозирование будущего в пространстве сюжетов и пространстве событий. Предсказание по маркерамПорождая причинно-следственные цепочки событий на каузальном плане, сюжеты и образуемые ими конфигурации и переплетения буддхиального плана создают своего рода целеуказания, опережающие причины, перспективные планы для дальнейшего развития событий, формируя кажущиеся, виртуальные цели, к которым как бы стремятся события каузального плана. Такого рода буддхиально-смысловое, динамическое предопределение действительно проявляется на каузальном плане в пространстве событий. Никто не придумывает и не ставит ни перед кем эту цель, никто не планирует и не «ведет» события по предначертанному плану, – но видимые цель и план возникают как результат проекции из буддхиального плана на план каузальный, и в этом смысле они реальны. Другими словами, до тех пор, пока некий субъект существует в рамках определенного сюжета, этот сюжет диктует поведение данного субъекта в различных возникающих с течением времени обстоятельствах, фактически формируя его цель и план его действий. Когда все участники системы включены в определенные сюжеты, и их роли распределены, то действительно возникает эффект динамического предопределения, словно у драмы есть режиссер, – а его на самом-то деле нет. Данный эффект «обратного действия» имеет, таким образом, не личностную, сознательную и волевую («режиссерскую», «божественную») природу, а, скорее, природу топологическую и закономерную, хотя, впрочем, ее можно назвать в очень широком смысле «психической» природой, поскольку первичной «материей» буддхиального плана являются архетипы и символы, составляющие основное содержание психики. (Собственно, именно посредством архетипов и символов буддхиальный план влияет на наше сознание и подсознание, а через них, через наши решения и поступки – на план каузальный.) Это значит, что, зная распределение ролей и сюжетов в некоторой системе, можно с уверенностью прогнозировать ее будущее на довольно значительный промежуток времени, связанный с периодами основных включенных в систему сюжетов. Причем, чем крупнее, глобальнее прогноз, тем больше срок, на который данный прогноз может быть сделан, а чем прогноз детальнее, тем его продолжительность короче. Исследование ролей и сюжетов – это работа буддхиального (символического и архетипического) плана. Наиболее интересный и важный прогноз – это прогноз возможных качественных изменений, а такие изменения, как мы знаем, связаны с состояниями маркеров в пространстве сюжетов. Маркер, как некая жизненная коллизия, сам представляет собой динамичный частный сюжет, яркий эпизод, притчу, и в таком конкретизированном виде он вполне доступен предсказанию. Для подобного предсказания вполне пригодны различные традиционные инструменты, в частности, практически идеально подходят карты Таро. Ведь в образах Арканов Таро запечатлены образы архетипов коллективного бессознательного – основа основ человеческих сюжетов. Гадание на картах Таро дает отличный способ предсказаний в пространстве сюжетов, в том числе – предсказаний маркеров, нужно только правильно сформулировать вопрос и выбрать подходящий расклад. Хорошо работают такие расклады, как «Древо Жизни», «Аура», «Тайна Врат», «Анх» [7]. Можно сконструировать собственный расклад, отвечающий конкретному запросу. Среди множества колод Таро существуют колоды, наилучшим образом «заточенные» под решение нашей задачи – гадания в пространстве сюжетов. Я имею в виду семейство колод, объединенных общим названием «Сказочное Таро». Авторы первой колоды с таким названием – Karen Manony и Alex Ukolov в содружестве с художницей Irena Triskova. Каждой карте данной колоды сопоставлен определенный сказочный сюжет, и предсказательная работа с картами непосредственно переносит нас в пространство сюжетов. Теперь появились вариации «Сказочного Таро», основанные по преимуществу на сюжетах русских сказок. Гадая на картах «Сказочного Таро», нет смысла пользоваться привычными раскладами. Лучше ставить вопросы, напрямую связанные с ролями, сюжетами и маркерами интересующего нас персонажа. Полученные ответы можно дополнить более конкретными результатами гадания на картах Таро с традиционными значениями Арканов, – уже в пространстве событий на каузальном плане. Пример перевода с языка сюжетов на язык событий – язык каузального планаВ заключение – простой и понятный, хотя и несколько искусственный пример. Я поднимаю с земли и бросаю камень. Через несколько секунд он упадет во вполне определенное место, которое зависит от начальной скорости и направления броска. И я могу с достаточной точностью предсказать место падения, если умею бросать метко. Можно ли это назвать предопределением и предсказанием? Нет, мы предпочитаем говорить о Законе всемирного тяготения, его изучении и мысленном расчете. Предположим, что у нашего камня есть разум и крылья. Тогда он, в принципе, в состоянии перелететь в любое место. Однако если камень тесно связан духовными, этическими, культурными и другими социальными и психологическими связями с кучей камней у дороги, то он, безусловно, предпочтет вернуться в родную кучу – его ведущий эгрегор. Скажем, он – примерный семьянин; зная этот базовый сюжет, можно с уверенностью предсказать его ближайшее будущее. Можно ли ЭТО считать предопределением и предсказанием? На общепринятом сегодня языке – да; я же хочу показать, что такого рода предопределение в пространстве событий есть закономерный результат развития некоторого заданного сюжета в пространстве сюжетов, и предсказание событий, таким образом, фактически сводится к изучению и анализу сюжетов. Но, если у нашего камня в семье разлад, или если он влюблен, или переживает «кризис среднего возраста», то он вполне в состоянии, вздохнув с облегчением (или сожалением), взмахнуть крылышками и перелететь в какое-нибудь другое место. В терминах данной статьи это будет означать, что он пребывает в состоянии маркера, и его сюжет пересекается с другим сюжетом – сюжетом другого небезразличного для него камня или своим собственным, но пока еще гипотетическим. И что он в состоянии сменить сюжет и роль, перейти, если ему хватит энергии и воли, на новую сюжетную линию. Так или иначе, ему предстоит сделать выбор. Предсказание подобного хода развития событий в пространстве событий связано с обнаружением маркера в пространстве сюжетов и анализом энергетики нашего персонажа (камня) на разных планах – буддхиальном, каузальном, ментальном, эмоциональном и эфирном. Сильна ли в нем потребность в переходе? Хочет ли он перейти в новый для него сюжет? Насколько крепки его подсознательные, этические и эмоциональные связи с прежним сюжетом? Удерживают ли его психические блоки и иные привязки? Хватит ли ему сил для перехода? Хватит ли ему воли? Обнаружив маркер и ответив на перечисленные вопросы, можно с достаточной долей уверенности предсказать дальнейшее поведение нашего крылатого камня, его выбор. Насколько этот выбор свободен и насколько – обусловлен? Свободен – не значит слеп, следовательно, тщательный анализ в пространстве сюжетов позволяет, в принципе, проследить логику свободного выбора и предвидеть его результат. Весь вопрос в объеме и качестве доступной для анализа информации. Но и сам думающий субъект, совершающий выбор, способен, при наличии необходимых познаний, проанализировать собственную роль на буддхиальном плане и сделать выбор вполне осознанно и разумно. Не в этом ли заключается максимальная, истинная свобода? ПРИЛОЖЕНИЕ. Базовые архетипические сюжеты и ролиНиже приводится перечень архетипических ролей и сюжетов с некоторыми пояснениями и примерами соответствующих архетипов. Он не является исчерпывающим, кроме того, некоторые сюжеты близко соприкасаются и даже частично перекрываются друг с другом, тогда как другие стоят отдельно, наособицу. Я не ставил перед собой задачи составить полный ортогональный «базис» в пространстве сюжетов; эта весьма сложная задача когда-нибудь, несомненно, будет решена. Я же ограничился простым перечислением того, с чем сталкивался на практике и что представляется мне важным. Там, где нужно подчеркнуть, что роль специфически мужская или женская, я указываю пол. В стальных случаях роли не имеют привязки к полу. Следует различать истинные роли, сознательно или бессознательно надетые маски, субъективные представления о собственной роли и ролях других персонажей, – и все они могут не совпадать. Полное описание ситуации в пространстве сюжетов включает все составляющие. Существует множество типологий и классификаций людей по их характерам и уровню личностного развития [8, 9, 10]. Эти описания позволяют значительно обогатить и «раскрасить» картину, ведь разные люди по-разному играют одну и ту же роль. Подробное обсуждение этих вопросов выходит за рамки настоящей статьи. Здесь не рассматриваются такие категории людей, как слепые, глухие и другие лица с ограниченными возможностями, гомосексуалисты, алкоголики, наркоманы и т.п., – каждая подобная маргинальная социальная группа имеет, помимо общих, свои собственные архетипические сюжеты. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ АРХЕТИПИЧЕСКИЕ РОЛИ, ОБРАЗУЮЩИЕ БАЗОВЫЕ СЮЖЕТЫКлассические и романтические герои и их аберрации:
– Мститель (муж., Гамлет; Алкмеон)
БОЛЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, НО ТОЖЕ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РОЛИСпасители:
– Герой-спаситель (Георгий-победоносец со змеем)
Святые и святоши:
– Истинный подвижник (преп. Антоний Великий, преп. Сергий Радонежский)
Мудрецы:
– Шекспировский шут
Пророки, учителя:
– Признанный пророк («Пророк» Джебрана)
Разрушители:
– Камикадзе, герой-смертник (Кухулин)
Паразиты, пустышки:
– Мотылек-однодневка (порой очаровательный, вызывающий острую жалость: «Стрекоза и Муравей»)
Роли-маски, которые люди часто надевают на себя, руководствуясь соображениями безопасности, выгоды или какими-либо бессознательными мотивами. Эти искусственные роли, превращаясь во «вторую кожу», также оказывают существенное влияние на судьбу человека, но их энергия куда меньше, чем энергия истинных ролей, связанных с кармой. Примерять на себя роли-маски очень любят паразиты:
– Примерный семьянин
СЕМЕЙНЫЕ АРХЕТИПИЧЕСКИЕ РОЛИМужские роли в дисгармоничной, дисфункциональной семье:
– Маменькин сынок
Женские роли в дисгармоничной, дисфункциональной семье:
– Домашняя прислуга, «ломовая лошадь»
Дисфункциональные роли родителей и детей:
– Эдип, Лай и Иокаста; Федра и Ипполит (эдипов комплекс, инцест)
Роли бабушек и дедушек:
– Патриарх (матриарх)
ПАРНЫЕ СЮЖЕТЫ
– Неразлучные (Кастор и Поллукс)
РОЛИ В КОЛЛЕКТИВЕ
– Изгой (человек, которого не принимают, который противопоставляет себя коллективу, часто – поза оскорбленной невинности: Чацкий)
Алексей Рябов 02.01.2012, Москва <<< К услугам гадалки ● К списку статей >>>
Мой профиль в Google. |
1. Р. Грейвз. Мифы Древней Греции.
2. Уоллис Бадж. Древний Еги- пет: духи, идолы, боги. 3. Б. Торп. Нордическая мифо- логия. 4. А. Подводный. Каббала чи- сел. 5. А. Подводный. Повесть о тонкой семерке. 6. К. Г. Юнг. Архетип и символ. 7. А. Клюев, Е. Колесов, А. Котельникова. Расклады и опыт истолкования Таро. 8. А. Подводный. Новосибир- ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю. 9. К. Уилбер. Интегральная пси- хология. 10. Сюзанна Кук-Гройтер. Раз- витие эго: девять уровней все большего охвата. |